Меняются времена и требования к первоклашкам тоже. Если раньше не умеющего писать и читать ребенка без проблем принимали в школу, то сегодня эти навыки необходимы любому претенденту на поступление в первый класс.
Официально школы должны принимать всех детей, которые записались, однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседования с будущими школьниками.
При поступлении ребенка в школу с ним, как правило, беседует психолог. По результатам этой беседы (а иногда тестов) дети распределяются по классам с различной программой.
Мы предлагаем вам список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка при зачислении в первый класс начальной общеобразовательной школы. Ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их. Постарайтесь объяснить малышу, что его ждет на собеседовании, чтобы он не испугался непривычной официальной обстановки и не забыл от волнения все, что знает.
А знать ребенку нужно следующее:
• свое полное имя, отчество и фамилию;
• свой возраст и дату рождения;
• фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;
• свой домашний адрес: название города (поселка, деревни), улицы, номер дома, подъезда, этажа, квартиры;
• название своей страны и ее столицы;
• последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года;
• домашних животных и их детенышей;
• диких животных различных природно-климатических зон, их повадки, детенышей;
• растения различных природно-климатических зон;
• части тела человека;
• профессии;
• русские народные сказки;
• великих русских поэтов и писателей (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина) и их основные детские произведения
Также ребенок должен уметь:
• различать живое и неживое; женский и мужской род; единственное и множественное число; утро, день, вечер и ночь; одежду, обувь и головные уборы; птиц, рыб, зверей, насекомых; овощи, фрукты, грибы, ягоды; наземный, водный и воздушный транспорт; посуду, мебель и т.д.;
• различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
• свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях "право" - "лево", "верх" - "низ" и т.д.;
• рассказать наизусть небольшое стихотворение;
• полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ;
• придумать рассказ по картинке;
• запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов;
• разделять слова на слоги с помощью хлопков или притопов;
• различать гласные и согласные звуки;
• определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы";
• правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
• без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы; аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
• делать аппликации из цветной бумаги;
• лепить из глины и пластилина;
• хорошо владеть ножницами (разрезать лист бумаги на полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать различные фигуры по контуру);
• свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10;
• соотносить цифру и количество предметов;
• внимательно, не отвлекаясь, слушать в течение 30-35 минут;
• сохранять правильную осанку в положении сидя в течение 30-35 минут;
• играть в спортивные игры, выполнять различные физические упражнения.
В норме к началу школьного обучения ребенок должен:
• Правильно произносить все звуки;
• Четко и ясно произносить слова, не переставляя и не пропуская слоги;
• Иметь достаточный словарный запас;
• Согласовывать слова в роде, числе и падеже;
• Точно спрягать знакомые глаголы;
• Строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные);
• Пересказать содержание сказки, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины;
• Хорошо слышать различные звуки речи, выполнять задания, связанные с выделением слогов, звуков, слов из ряда похожих и т.д.
Занятий в детском саду или дома, как правило, недостаточно, чтобы дать ребенку необходимые для учебы в школе знания и навыки. Для достижения наилучшего результата нужно начать готовить ребенка еще в дошкольном возрасте. И один из самых удобных вариантов для работающих родителей, которые заботятся о своих детях, – обратиться к услугам репетиторов и специальных подготовительных центров, таких как Центр детского развития и творчества «Лёвушка».
Дошкольникам будет комфортно заниматься в группе со сверстниками (что заранее подготовит их к школьной обстановке), а опытные педагоги совместно с психологами составят оптимальную программу обучения.