Методика петербургского педагога Н. А. Зайцева позволяет приобщиться к чтению даже самым маленьким. В этом детишкам помогут замечательные «кубики Зайцева». Чем же они так хороши? Вы помните, как малыш учился говорить? Карапуз говорил не буквами, а складами, и этот же принцип используется при обучении чтению по методике Зайцева. Ребенку не нужно учиться разделять звуки, а потом соединять их заново. Звучащее по складам слово прочесть гораздо легче.
Кубики рассчитаны на все органы чувств малыша. Они помогают сохранить зрение — ведь они объемные, а не плоские, как текст книги, и крохе не придется лишний раз напрягать глазки. Кубики интересно и по-разному звучат: железные гремят, деревянные стучат, а некоторые еще и шуршат. Кроме того, они отличаются по цвету и по весу — вот, сколько помощников для определения и нахождения нужных частей слова!
Многое в развитии ребенка зависит от того, каким образом он научился читать, делал ли это с удовольствием, не вредил ли процесс обучения здоровью малыша и побуждал ли его к поиску знаний.
Когда грамоте обучают неправильно, это может сказаться на отношении ребенка к русскому языку и вызвать у него нелюбовь к чтению, которая останется на всю жизнь. Корни проблемы, возможно, кроются именно в дошкольном детстве, когда не далась первая буква, некрасиво вышла вторая, а окрик педагога оставил в душе убеждение, что учиться читать – это настоящее мучение.
К сожалению, все традиционные (фонемные) методики обучения дошкольников чтению грешат излишней мудреностью. Многие ребятишки к 4-5 годам еще не готовы неподвижно сидеть за столом 20-30 минут и внимательно слушать педагога. Детям долго растолковывают, что такое буква, гласный, согласный, мягкий, твердый звук. Или повторяют, что «гласные — ртораскрыватели, а согласные — ртосмыкатели». Слишком мудрено даже для взрослого! Что уж говорить о детях, которым трудно бывает сидеть и слушать абстрактные объяснения.
Конечно, умение сидеть за партой пригодится в школе, но ведь ребенок сталкивается с «сидячим» обучением везде: и на рисовании, и на лепке, и когда играет в компьютерные игры, и когда собирает конструктор... Между тем можно научиться читать, даже не присев!
Четырехлетки начинают читать по кубикам Зайцева через 3-4 занятия по 30 минут. Надо ли говорить, что неподвижность при обучении совершенно не подходит 2-3-летним детям? А ведь они запросто учатся читать — только чуть дольше, чем старшие ребята.
Авторитарного стиля общения с детишками, которые пришли в группы учиться читать и писать по кубикам Зайцева, нет и в помине. Непривычную картину вы увидите, зайдя в кабинет, где учат грамоте по Зайцеву.
Дети не учатся сливать сначала буквы в слоги, а потом слоги — в слова. Буквы выучиваются сами, благодаря множеству игр и упражнений с кубиками и таблицами, на которых написаны склады, то есть согласная буква, а затем — гласная: ПУ, РЭ, МИ, ЛЯ... Писать буквы учатся одновременно или после того, как ребенок начал читать — по пособию Зайцева «Пишу красиво».
В кубики можно просто весело играть: строить из них башни, мосты и туннели. С ними можно петь, танцевать, кувыркаться. Ребенок не заметит, как научится складывать слова: сначала — маленькие, затем — побольше. И недалек тот день, когда любимую сказку кроха будет гордо читать сам.
ВСЕ ЛИ ПРАВИЛЬНО?
Перед первым занятием вашего малыша по методике Зайцева зайдите в кабинет и посмотрите, висят ли на стене (достаточно высоко) две большие таблицы, а на столе под ними лежат ли звучащие кубики. Есть ли в кабинете полочка для написания слов из кубиков? Достаточно ли просторно помещение для передвижения детей? И есть ли длинная указка для работы с таблицами?
Все требования, выдвигаемые Зайцевым к проведению занятий, научно обоснованы. Таблицы и полочка висят так высоко для профилактики нарушений зрения и осанки. Кубики лежат не рассортированные для развития умения быстро переключаться, находить нужный кубик. А это настоящая мыслительная работа для малыша! Посмотрите, как он трудится, копошится вокруг кубиков, ставит их на полочку: пишет свои первые слова.
Таблицы — это настоящая сокровищница всевозможных мыслительных операций. Когда малыш пропоет по ним песенки, напишет десяток слов с помощью указки (вместе с педагогом), это даст толчок развитию внимания, памяти, пространственной ориентировки. Дети даже не всегда понимают, что их учат читать. «А мы сами научились!» — заявляют они изумленным родителям.
Методика Николая Александровича Зайцева по-настоящему игровая, кубики нравятся всем — и двухлеткам, и шестилеткам. И внимательный педагог будет подбирать игры и задания, подходящие именно вашему малышу.