Ребенку необходим огромный запас оптимизма на всю предстоящую жизнь. Накопить и закрепить ощущение успеха, сформировать желание учиться и совершенствоваться помогает похвала. Но, как сказал Лев Толстой, «Не беда, что тебя хвалят за то, что ты делаешь. Беда в том, что ты делаешь это лишь для того, чтобы тебя похвалили».
В этих мудрых словах классика кроются два важных понятия – внутренней и внешней мотивации. Деструктивная похвала усиливает внешнюю мотивацию – желание понравиться, заслужить поощрение или избежать наказания, и это, как правило, разрушительно действует на личность ребенка. В то время как конструктивная похвала формирует внутреннюю мотивацию – желание стать лучше, получить удовольствие от своего труда.
Среди некоторых педагогов и психологов существует негласный запрет на употребление слова «молодец». Давайте разберемся, почему? Очень часто мы говорим своим детям «Молодец!», считая, что это его подбодрит, поднимет ему настроение, подтолкнет на дальнейшие поступки, вызывающие одобрение. Однако, как показывают исследования и практика, такая похвала вызывает зависимость и отражается не лучшим образом на дальнейшей жизни ребенка.
Сейчас, когда ребенок совсем маленький, у него существует врожденная потребность в познании и он с удовольствием изучает окружающий мир просто потому, что ему доставляет удовольствие этот процесс. Результат (удачное завершение работы с материалом или похвала взрослого) – не столь важен для ребенка. Когда же взрослые: мамы, папы, бабушки и дедушки, начинают хвалить ребенка, произнося «молодец» или «умница», в его сознании удовольствие от собственной деятельности замещается удовольствием от получения похвалы. Это своего рода зависимость, которая также вредна и опасна, как и любая другая. И, что самое печальное, она остаётся на всю жизнь. При этом потребность в познании уменьшается, а зависимость от похвалы растёт, и ребенок начинает что-то делать не потому, что ему интересно, а для того, чтобы его похвалили.
Кроме того детки не всегда будут находиться только среди любящих близких, они взрослеют и оказываются в разных коллективах – начиная с детского сада и заканчивая работой. А в любом коллективе, к сожалению, могут присутствовать недоброжелательные или просто равнодушные люди. Отсутствие привычной похвалы может привести, как минимум, к дискомфорту и к стрессу - в худшем случае. Не секрет, что даже взрослые люди часто совершают необдуманные поступки, приводящие к самым печальным последствиям, чтобы получить признание и положительную оценку других людей.
Когда мы говорим ребенку, что он «молодец», мы сами того не осознавая, оцениваем не конкретные его поступки, а его личность. Поэтому в будущем, не дождавшись похвалы, малыш будет думать, что не оценен не только его труд, но и лично он сам.
Однако наша эмоциональная реакция на поведение детей так или иначе будет проявляться и поэтому нам стоит научиться реагировать верным образом.
Идеальная похвала должна касаться не оценки всей личности в целом, а лишь конкретного действия. Слова и выражения «Молодец» или «Какая ты у меня умница!» лучше заменять фразами «Здорово получилось!», «Сегодня ты подмел еще чище, чем в прошлый раз!», «Для этого рисунка ты подобрал изумительные цвета!». Родители могут также показать ребенку, что его действия вызывают у них определенные эмоции: «Я рада, что у тебя получилось!», «Ты справился сам и это здорово!»
При подобной похвале ребенок чувствует рост уверенности в себе и своих силах, признание со стороны взрослого. Потребность в познании мира и в совершенствовании своих умений у него сохраняется, и при этом не формируется зависимости от похвалы.
Ищите самые мудрые фразы для поддержки и наблюдайте, что происходит, когда малыша хвалят верными словами!