К 3 годам ребенок:
• понимает «нет» и «нельзя» в большинстве случаев,
• слушается родителей, то есть делает то, что они просят, когда не устал и не перевозбужден,
• самостоятельно раздевается и с помощью взрослого одевается,
• собирает и складывает игрушки в соответствующее место,
• убирает за собой посуду после еды,
• чистит зубы, моет и вытирает руки и лицо, причесывается,
• убирает свои вещи (на нижнюю полку).
В 4 года:
• понимает, что нельзя обижать взрослых, и способен извиниться,
• умеет делиться с друзьями игрушками,
• знает правила вежливости (умеет здороваться и прощаться),
• понимает несложные правила игры и готов их принять,
• принимает временные ограничения («можно посмотреть 1 мультик», «послушать только 2 песни», но не «15 минут» и не «полчаса»),
• бережно обращается с младшими,
• самостоятельно засыпает,
• помогает сервировать стол (с помощью взрослого),
• по расписанию кормит домашних животных,
• помогает расстилать и убирать постель,
• помогает мыть посуду или загружать посудомоечную машину (в присутствии взрослого),
• протирает пыль с мебели,
• может самостоятельно играть без контроля и внимания взрослых,
• развешивает носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке;
В 5 лет:
• понимает, что обидеть можно не только грубым словом, но и косвенно, например, невниманием, дерзостью,
• понимает, что мама и папа устают,
• способен облегчить работу взрослому, ухаживать за младшими детьми,
• может сам приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой,
• самостоятельно наливает себе напитки,
• расстилает и убирает постель, убирает свою комнату,
• самостоятельно одевается и прибирает одежду,
• чистит низко висящие зеркала,
• сортирует белье для стирки: складывает отдельно белое белье и цветное,
• складывает чистое белье и убирает его,
• отвечает на телефонные звонки,
• помогает выносить мусор,
• кормит своего домашнего питомца и убирает за ним,
• умеет начинать и заканчивать дело,
• способен преодолевать трудности,
• умеет выражать эмоции словами;
В 6 лет:
• самостоятельно подбирает себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю,
• пылесосит,
• поливает цветы и растения,
• чистит овощи,
• готовит простую в приготовлении пищу (вареные яйца, тосты и т. д.),
• собирает свой школьный завтрак,
• помогает развешивать белье на бельевую веревку,
• вешает свою одежду в платяной шкаф,
• собирает граблями листья и пропалывает грядки,
• выгуливает собаку (если есть),
• завязывает шнурки,
• помогает папе чистить салон автомобиля,
• сервирует стол,
• понимает абстрактные временные интервалы («пойдем домой через 15 минут», «нужно закончить игру через 5 минут»),
• готов к регулярным занятиям. Всеми этими умениями ребенок овладевает постепенно, с вашей помощью.