На случай непредвиденной истерики полезно составить «План действий» родителей. Такой план должен быть обсужден и согласован со всеми взрослыми, участвующими в воспитании ребенка, разумеется, в отсутствие самого малыша.
• С ребенком случилась истерика? Прежде всего, признайтесь себе, что это истерика. Но она случилась не потому, что вы плохая мать, а потому, что это такая точка роста вашего ребенка. Вспомните о вашем плане на этот случай.
• По возможности оставьте ребенка в покое. Порой другого способа, кроме как переждать, нет. Ребенок не слышит аргументов, а на физические действия (как утешения, так и наказания) будет реагировать ухудшением.
• Попробуйте самостоятельно оценить, что могло спровоцировать такое поведение. Если ребенок был голодный, уставший, перевозбужденный, постарайтесь в следующий раз избежать подобной ситуации (сменить темп или снизить требования к нему в момент спешки или усталости). Если же истерика произошла на ровном месте, а ваши требования при здравом рассуждении оказались справедливыми, тогда проявите твердость.
• Если ваши требования вполне соответствуют возрасту и способностям ребенка, а его истерика — это способ отстоять свое право быть маленьким, дождитесь, когда ребенок успокоится и снова будет готов вас услышать. Теперь вы можете и пожалеть его, и сказать, что понимаете его реакцию. Объясните ему, почему он плачет, обсудите с ним все причины такого настроения, скажите, что он расстроился из-за того-то и того-то (например, «Ты устал», «Тебе обидно, что мы не купили ту игрушку, которая тебе понравилась».
• Не отменяйте своего требования! Ласково, но твердо повторите свою просьбу. Пусть последует вторая эмоциональная волна, переждите и ее. Но своего требования не отменяйте. Иначе вы закрепите реакцию: стоит поскандалить — и мама уступит.
• Не стесняйтесь говорить ребенку о своих желаниях, например: «Подожди, мама сейчас не может поиграть с тобой, она готовит ужин». Также обращайте внимание ребенка на состояние других взрослых: «Бабушка устала», «Ты обидел няню». Умению различать чужие эмоции малыша нужно обучать как иностранному языку, ведь это от рождения не дается.
• Допустим, истерика застала вас в общественном месте. Не старайтесь как можно быстрее ее «ликвидировать». Конечно, вам будет казаться, что все окружающие осуждают вас. Извинитесь за беспокойство: «Простите, он расстраивается. Вы не переживайте, сейчас все пройдет. Это бывает». И действуйте дальше по плану. Увидя ваше спокойствие и уверенность, «сочувствующие» разойдутся. Успокоился? Вот и отлично. Нотаций не читаем, не ругаем. Гораздо продуктивнее использовать сообщение о своих чувствах: «Мне всегда очень стыдно, когда мой сын падает на пол в магазине и кричит».
МИФЫ О ДЕТСКИХ ИСТЕРИКАХ
• «Плач травмирует психику ребенка». Травмируют, скорее, раздражение и злость матери. Если вы спокойно и ласково отказали ребенку, если уверены, что поступаете в его интересах (а не просто торопитесь) и совершенно правильно, то обиды вы никакой не нанесли.
• «Действуя наперекор ребенку, мы можем подавить его индивидуальность, сделать безвольным». Волевой человек — не тот, который делает, что ему захочется, а тот, который способен преодолевать трудности. Ребенок, привыкший к тому, что все его желания сразу выполняются, а препятствия разрушаются при первом же крике, не обладает волей. Если он не умеет терпеть и понимать желания других людей, скорее всего, ему будет трудно социализироваться в детском саду и школе. Такому ребенку будет трудно признать волю учителя, а значит, и его обучаемость будет низкой.
• «Если я буду выполнять все желания ребенка, то и он научится прислушиваться к желаниям других». К сожалению, закон обратимости в этом возрасте не работает. Ребенок просто не сможет сделать таких выводов.